Российский топливный рынок напрямую зависит от нефтяных компаний, которые управляют им, ориентируясь на принцип премиального дохода по сравнению с экспортом. Несмотря на российские особенности – сезонность, ремонты и аварии на заводах, влияние Центробанка на курс рубля и политические события – нетбэк порой уходит в сторону, но общая картина в отношении экспортных групп товаров остается понятной.
С ростом доли экспорта графики нетбэк и внутренних цен приближаются друг к другу максимально. Эта тенденция хорошо заметна на примере мазута. Около 70% из 51 млн т мазута отправились в 2017 г. на экспорт. Неудивительно, что этот товар демонстрирует наиболее плотное совпадение экспортных и биржевых индексов.
В сегменте ДТ соотношение экспорта и внутреннего потребления составляет примерно 50/50, но изменяется в момент выпуска зимних сортов топлива. Стоимость автомобильного бензина зависит преимущественно от внутренней конъюнктуры, поскольку около 35 млн т или 90% остается в России.
Также в дизельном сегменте большое значение имеет процент контрафакта, особенно суррогата дизельного топлива. Эксперты приводят разное количество поставок в пределах 4-10 млн т в год, что при внутреннем потреблении 37 млн т составляет колоссальную часть. Регуляторы рынка предпринимают разные попытки, чтобы решить проблему. Так, в 2018 г. в Налоговом кодексе появились уточнения относительно ужесточения требований к организациям, принимающим участие в производстве и реализации средних дистиллятов. Это, однако, привело к прямо противоположным результатам.
Рассмотрим, как изменились по сравнению с 2017 годом показатели выгрузки дизельных фракций железнодорожными экспедиторами. В таблице охвачены данные за январь-февраль в динамике.
За год произошло незначительное снижение производства ДГК (–5%). Однако десятикратно выросли отгрузки нефтепродукта "Газойль" и судового маловязкого топлива (ТСМ).
Продавцы примерно так характеризуют этот продукт клиентам: "Светлого оттенка, с плотностью 0,848 кг/м3, фильтруемость при –20 °С…, содержание серы – в пределах 3-6 тысяч мг/кг". Особого внимания заслуживает последний пункт, который и отличает суррогат от товарного продукта.
В течение первых двух месяцев текущего года на российский рынок было поставлено около 910 тыс. т продукта из категории средних дистиллятов, что превышает аналогичные показатели прошлого года примерно на треть. Доля суррогата в общих поставках ДТ составляет 17%. Солидная часть объема вывозится автомобильным транспортом с НПЗ, а значит, не входит в вышеназванные статистические показатели. По скромным предположениям экспертов, примерно 20% дизельного топлива, заливаемого в баки авто на частных АЗС, представляют собой смесь названной выше дизельной фракции и ГОСТовского ДТ. Встретить "чистый суррогат" на автозаправках сложно ввиду огромного риска.
Таким образом, регуляторам рынка так и не удалось решить проблему с контрафактом. Фронтальные проверки качества топлива на АЗС вряд ли принесут плоды – суррогат по-прежнему будет поступать на рынок ввиду высокого спроса, а карманы контроллеров будут пополняться круглыми откупными суммами.
Сегодня встретить Газойль можно в сорока регионах РФ. Около половины – в Московской области (23%), Ленинградской (14%), Воронежской (9%) и Орловской (7%). В прошлом году его поставки происходили только в пять регионов. В текущем – география расширилась пятикратно.
Сектор распространения дистиллята газового конденсата охватывает 50 регионов, среди которых лидирует Мурманский (63%). Достаточное количество продукта оседает в Московской области (7%), Оренбургской (5%) и Ленинградской – 4%.
Маловязкое судовое топливо поступает преимущественно в портовые города. 32% – в Ярославскую область, 22% – в Волгоградскую, еще 14% – в Ленинградскую, а Краснодарский край получает около 22%. И это при том, что навигация в зимние месяцы еще закрыта – суда не начали курсировать.
Наша компания заинтересована поставлять топливо высокого качества, поэтому отслеживает проблему контрафакта. Став владельцем топливных карт Роснефть, ТНК или Магистраль, вы обезопасите себя от рисков, связанных с некачественным суррогатным топливом, а также воспользуетесь остальными преимуществами для наших клиентов.